МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Игры с кассой букв- подвижным алфавитом

среда, 5 июля 2017 г.

Игры с кассой букв- подвижным алфавитом

 Печатный алфавит на пластиковых табличках  в системе Монтессори  используется в двух- трёх цветовых вариантах для изучения грамматики.  Так состав слова, когда части слова набраны буквами разного цвета, становится особенно наглядным.
 У меня же стоит задача, как применить его для  группы детей 3-4 лет. Доступен пока только красный.


Montessori Movable Alphabet, Language Arts, Preschool, Toddler, Montessori Materials, Kids activities, Free Printables, phonics www.naturalbeachliving.com
Фото натолкнуло меня на необходимость карточек c картинками и поля для составления слов со строчками

Работа с алфавитом из печатных букв проводится на различных этапах становления письма и чтения:
  • выделение буквы как основы графического языка( контролируется действием- раскладывание букв по ячейкам),
  • механическое составление слова, 
  • складывание слов на слух,
  • механическое чтение,
  • интерпретация написанного или сложение слов ( чтение номенклатуры- слов из окружающего мира с предметами или картинками)
  В системе Монтессори алфавит с печатными буквами даётся после освоения детьми подвижного алфавита с письменными буквами.
 Собрала имеющиеся карточки для составления слов. Так как дети обычно стремятся сразу же записать прочитанное слово, на карточках очень кстати письменный шрифт:

 


Какие же  первые слова разумнее всего выбрать для работы.

Карточки к большому подвижному алфавиту  с mariamontessori.ru   |   Скачать
Файл состоит из 4 листов карточек с картинками и подписями к ним. На двух листах собраны карты с розовой каймой, на которых  написаны слова, которые пишутся так же, как и читаются. Всего здесь 16 карточек. На двух других листах - 16 карточек с голубой каймой - цветовой код слов, которые пишутся иначе, чем читаются.
Набор карточек к Большому подвижному алфавиту помогает детям, которые еще не знают письменных букв, выделять их в словах, отыскивать в Большом подвижном алфавите и самостоятельно выкладывать на ковре то или иное слово. Ребенок учится сравнивать написанную букву с объемной и постепенно формирует ее образ в своем сознании. Карточки помогают перейти к настоящему письму, когда к этому будет готова рука. Ими может пользоваться ребенок от 3,5 лет.

Нашла в сети то, что нужно- карточки с реалистичными изображениями предметов и слова:
 http://lohmatik.ru/Lohmatik/str1_6.php и описание игр.

Для игры необходимо

1. Карточки с написанными на них простыми словами, начинающимися (обязательно) на разные буквы, например, кот, дом, зонт, флаг, стол, лиса и т.п.

2. Карточки с изображениями этих слов.

3. Главное условие – на первом этапе в предлагаемых карточках все слова должны начинаться на разные буквы. Т.е. не должно быть в подборке карточек одновременно со словами кот и кит, т.к. они различаются второй, а не первой буквами.

Правила игры - один игрок

Обучение чтению. Игра
1. Слева перед ребенком в столбик кладутся карточки со словами.

2. Справа кладутся карточки с изображениями этих слов.

3. Малышу предлагается положить правильное изображение на карточку со словом, т.е. «прочитать», что же написано на картинке.

Поскольку читать малыш еще не умеет, а буквы знает, то искать изображения ему нужно только по первой букве.

Например, на карточке написано слово «кот», ребенок видит букву «к» и ищет в правом столбике изображение, начинающееся на букву «к».
Как вариант, можно сначала смотреть на изображение, определять, на какую букву начинается предмет на картинке, а потом искать написанное слово в левом столбике.

4. Подборки слов от игры к игре можно менять, подбирая разные сочетания букв.

5. Начинать лучше с небольшого количества слов и картинок, потом постепенно их число можно увеличивать.
Кроме непосредственного обучения чтению, эта игра дает очень мощное моральное удовлетворение ребенку, позволяя ему увидеть: «Да, я уже немножко умею читать! Еще чуть-чуть, и я буду читать по-настоящему, как взрослый». Это, несомненно, стимулирует его к дальнейшим занятиям.

Когда ребенок хорошо освоил первую игру (в ней он должен был находить названия слов по первой букве) , то можно приступать ко второму этапу.
Правила игры такие же, как в первой игре, но с одним отличием. Малышу как обычно, предлагаются слова, отличающиеся первой буквой и, кроме того, еще два слова, отличающиеся второй буквой.
Например, мяч, дом, гриб, ведро, вилка. Когда ребенок пытается подобрать слово на букву «в», покажите ему две карточки: ведро и вилка со словами:
«Посмотри, эти оба слова начинаются на букву «в», как же нам определить, на каком из них написано ведро, а на каком – вилка? Давай посмотрим на вторые буквы. В одном слове вторая буква – е, а во втором – буква и. Как ты думаешь, какая вторая буква в слове «ве-е-е-е-дро»?» - слово «ведро» нужно произносить растянуто, тянуть букву е, чтобы малыш ее услышал.
Когда ребенок услышит вторую букву, и назовет ее, помогаете ему найти карточку с нужным словом.
Далее повторяете то же самое со вторым словом: «ви-и-и-и-и-и-лка».
Тянуть гласную нужно долго, до тех пор, пока малыш ее не услышит и не назовет. Научить ребенка слышать гласные – это задача второго этапа обучения.
Слова могут отличаться не только гласной, но согласной буквой, например, окно и очки. Как правило, согласные буквы малышам услышать легче, чем гласные. Но, если у него не получается, помогите ему, ясно произнося и выделяя вторую букву.
Не торопитесь, если у ребенка не получается, сделайте перерыв, и вернитесь к заданию через несколько дней.
Карточки со словами и картинки к ним можно распечатать здесь: Обучение чтению этап1.
Пары слов, которые можно использовать в игре, приводятся ниже.
БАНТ БОЧКА
ВЕДРО ВИЛКА
ГЛАЗ ГРИБ
ДОМ ДИВАН
ЖУК ЖИРАФ
ЗОНТ ЗМЕЯ
КОТ КЛЮЧ
МЯЧ МЫШЬ
ОКНО ОЧКИ
ПЕРО ПИЛА
РЫБА РАК
СЫР СЛОН
Не пытайтесь сразу научить малыша читать. Занимайтесь понемногу, пока ребенку интересно. И, самое главное, не ругайте малыша, если у него что-то не получается. Просто отложите занятия и вернитесь к ним позже, через несколько дней или недель.

2 комментария :

  1. Оксана, согласна, что ребенка необходимо научить слушать звуки, но при этом нельзя брать слова, в который есть гласные е, ё, я, ю. Это йотированные звуки и в словах он будет слышать не е, а э, не ё, а о и т.д. и будет прав. Мы с подготовишками с этими буквами знакомимся, но слова с этими звуками используем очень аккуратно и только в конце года.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно, Нелли! Это особенность русского языка доставляет детям немало разочарований и в начальной школе.

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...